PRODIAB Ассоциация диабетиков Республики Молдова

Диагноз государственного масштаба

В мае прошлого года больные сахарным диабетом получили возможность закупать инсулин прямо в аптеках. До этого времени Молдова оставалась практически единственной страной, которая приобретала его через госзакупки. Такая процедура создавала много проблем. Этот важный препарат редко начинал поступать с января. Больные нервничали, старались закупить инсулин впрок, ведь без него — смерть. Поставщики, которые выигрывали тендеры на поставку инсулина, не сразу начинали его завозить, потому что не были подписаны контракты, а контракты долгое время лежали в Комитете по закупкам. И всегда были опасения, что нам не хватит инсулина до новых поставок. С новым методом получения инсулина через аптечную сеть эти проблемы исчезли. Но мало кто знает, что эта идея принадлежит Ассоциации больных сахарным диабетом, которую возглавляет Борис Павлович Головин.

— В большой мере эта идея воплотилась в жизнь именно благодаря инициативе нашей Ассоциации, — подтверждает Борис Головин. — Мы письменно обращались во все правительственные инстанции, и в итоге наша идея была одобрена. Сейчас закупки инсулина производят аптеки.

— В 2011 году столичные поликлиники столкнулись с временной нехваткой инсулина, потому что Министерство здравоохранения и агентство по лекарствам слишком поздно организовали аукцион по определению поставщиков препарата. Сейчас госзакупок больше нет?

— Сейчас все аптеки заключили договора с Национальной компанией по медицинскому страхованию. Они по рецептам поставляют пациентам инсулин и лишь через месяц получают за него деньги. Сейчас государству нет необходимости в начале года отдавать большие денежные средства на приобретение препарата. Государственные структуры платят аптекам по факту потребления инсулина. Эта схема удобна всем.

— Были опасения, что в аптеках не будет хватать инсулина, что они не будут закупать необходимое количество этого жизненно важного лекарства. Прошел год после внедрения новой схемы его реализации. Что показывает практика?

— Все идет отлично, как мы и предполагали. В аптеках представлены все формы препарата, все производители. Мы не слышали ни одной жалобы от пациентов по поводу приобретения инсулина.

— То есть, в страну заво­зятся все необходимые формы инсулина?

— Все есть. Но некоторые аналоги инсулина закупаются по решению республиканской комиссии при РКБ. Это менее 10 процентов от общего количества. И отпускается этот инсулин тоже по решению комиссии.

— Сейчас рецепты на инсулин могут выписывать и семейные врачи и эндокринологи, которые могут корректировать лечение. К кому все-таки обращаться?

— Раньше рецепты выписывали только семейные врачи. Но уже более полугода действует разрешение на выписку рецептов врачами-эндокринологами. Если пациент пришел к специалисту и ему произвели коррекцию назначенного лечения, эндокринолог имеет право выписать рецепт. Это очень удобно, потому что нет необходимости опять возвращаться к семейному врачу. Участь больных сахарным диабетом облегчилась.

— Но все-таки бывают ситуации, когда семейные врачи, ссылаясь на нехватку выделяемых средств, направляют пациентов к эндокринологам, а те в свою очередь, говорят, что рецепты должны выписывать семейные врачи. Пациенты недоумевают, почему возникают такие ситуации. И что делать в таких случаях, как самим пациентам, так и семейным врачам, которых «ругают» за перерасход рецептов?

— Семейные врачи либо чего-то недопонимают, либо лукавят. Инсулин в полном объеме выписывается семейным врачом. Никакого ограничения по количеству инсулина перед семейными врачами не ставили. Инсулин, это такой медикамент, который больше чем надо — не используешь. Другому человеку, который не страдает сахарным диабетом, его не передашь. Кстати, в прошлом году было приобретено медикаментов меньше, чем предполагалось. То есть сумма, выделенная на приобретение инсулина, оказалась больше, чем было необходимо. Все потому, что упорядочилось выделение инсулина пациентам.

— Получается, что пациенты брали инсулин впрок?

— Тут другая ситуация. Раньше по законодательству половину объемов инсулина приобретала местная власть и половину центральная власть. Врачи в районных центрах иногда завышали реальное количество пациентов. Из-за этого и получалась неразбериха. Сейчас расходуется инсулина столько, сколько необходимо больным сахарным диабетом.

— И все-таки, если пациенты столкнутся с нарушениями по выписке рецептов, куда можно обратиться?

— При Минздраве работает круглосуточная линия по приему жалоб пациентов — (022) 72-10-10. Если есть какие-то недоразумения, пользуясь законодательством, с ними легко разобраться. Но в любом случае пациенты должны знать, что в первую очередь ответственность за выписку рецептов на инсулин ложится на семейного врача.

— Ваша Ассоциация много работает в плане выявления больных сахарным диабетом. Нередко люди не знают, что они больны. Может, нужны государственные программы по выявлению потенциальных диабетиков, ведь сахарный диабет опасен осложнениями.

— По статистике в Молдове самый низкий уровень заболеваемости сахарным диабетом, но это не значит, что так оно и есть на самом деле. У нас процент населения, у которого диагностирован сахарный диабет, низок — 2,8%. В России, Украине, Румынии и других странах этот показатель в два и более раза выше — около 6 процентов от общего числа населения. Но условия жизни, кулинарные традиции у нас примерно одинаковые, поэтому такой разницы в показателях быть не должно. Низкий показатель не означает, что мы такая здоровая нация, а означает то, что у нас большое число людей, у которых заболевание просто не выявлено. Люди ходят с симп­томами, но не обращаются к врачу. Почувствовал сухость во рту, думает — наверное, что-то жирное съел. А это один из признаков того, что есть сахарный диабет. Много пациентов мы выявляем 14 ноября, когда проводим различные мероприятия, посвященные Всемирному дню борьбы с диабетом. В прошлом году мы провели более 60 тысяч исследований, которые показали, что у нас больных сахарным диабетом 6-7 процентов. А люди даже не знали, что у них повышен уровень сахара в крови.

— То есть, такие исследования отражают реальную цифру больных сахарным диабетом?

— Именно так. Если сейчас мы говорим о том, что у нас около 70 тысяч больных сахарным диабетом, то на самом деле их 150, а может быть даже и больше. Многие люди приходят с показателями сахара 22-23 ммоль/л, а также с осложнениями, вызванными сахарным диабетом.

— Как же бороться с этим явлением? Анализ на содержание глюкозы в крови делается бесплатно или за него надо платить?

— Такой анализ семейный врач должен назначать бесплатно. В некоторых случаях это нужно делать несколько раз в год. В частности, это касается групп риска. Это люди старше 40 лет, это люди, у которых в семье кто-то болеет сахарным диабетом, это люди, которые ведут малоподвижный образ жизни. В группу риска входят и люди с повышенным весом, ослабленным иммунитетом, гипертонией и т.д.

— Получается, что наши граждане относятся к своему здоровью не очень серьезно.

— Здесь много факторов. И загруженность врачей, и отдаленность пациента от районных центров, ведь не во всех Центрах семейных врачей и фельдшерско-акушерских пунктах есть возможность определить уровень сахара в крови у пациента. Чтобы поехать в районную поликлинику, нужны деньги на билет, время, а пожилым людям просто сложно куда-то ездить. Причин много.

— А может проще создать мобильные группы, которые будут ездить по селам и выявлять потенциальных больных сахарным диабетом. В итоге эти затраты окупятся. Можно избежать осложнений и государству не придется платить пособия по инвалидности. А морально-физические страдания вообще сложно оценить с материальной стороны.

— Данная проблема существует. Действительно, сахарный диабет опасен осложнениями. Это ампутация ног, нарушение зрения, вплоть до слепоты, заболевания почек и многие другие тяжелые заболевания. Их лечение подразумевает очень большие затраты и со стороны пациента и со стороны государства. Поэтому намного дешевле провести предварительные обследования и выявить болезнь на ранней стадии. Мы вышли с предложением к правительству, чтобы инсулинозависимые пациенты бесплатно получали тесты хотя бы для 3 исследований в день. Это очень важно. А больные сахарным диабетом, которым инсулин не требуется, получали бесплатно хотя бы один тест в день. Но, к сожалению, этот вопрос пока не решен. У нас есть совместный проект с Правительством Чехии о проведении скрининга в трех районах республики по выявлению больных сахарным диабетом. Если их число будет внушать опасения, необходимо будет провести тотальные исследования и в других районах республики. Правда, проект, о котором я говорю, находится еще в стадии рассмотрения.

— Бесплатные тесты — это очень хорошо. В аптеках 50 тестов стоит под 300 леев и далеко не все их покупают, даже если дома есть глюкометр. Сколько тестов нужно использовать ежедневно?

— Инсулинозависимые пациенты должны измерять уровень сахара перед каждым уколом инсулина. Это 4-5 раз в день. Если бы мы могли компенсировать этим пациентам хотя бы 3 таких исследования, то на 1-2 они бы уже нашли средства или, по крайней мере, хотя бы приблизительно знали, что происходит у них в организме. Если по каким-то причинам уровень сахара снизился, а больной поставил себе укол инсулина, это может привести к гипогликемии, что крайне опасно.

Инсулинозависимых пациентов в Молдове 15 тысяч. Нужно рассчитать сумму, которая необходима на тесты по определению сахара в крови. Но если смотреть шире, в данном случае заложена большая экономия. Как мы говорили выше, чем серьезнее мы будем относиться к этой проблеме, тем больше будет людей, способных интегрироваться в общество, которые смогут избежать инвалидизации. Проблема сахарного диабета должна решаться на всех уровнях, начиная с отношения человека к своему здоровью и заканчивая отношением государства к больным сахарным диабетом.

Источник: www.nm.md